Вертикаль обломают отряды басмачей?
16 ноября 2004 года
Еще при Ельцине из политики были выдавлены радикалы-экстремисты. Нынешний президент легко разломил на бессильные части КПРФ, выдавил из ГД РФ «правых», выборочно застроил олигархов, насадил всюду «Единую Россию», одинаковую, как забор. Посмотрел и сказал: «Хорошо».
Остались еще губернаторы, которые иногда вели себя самовольно. Для них был придуман специальный прожект. Все мы знаем, в чем его суть.
Поначалу показалось, что губернаторы готовы построиться в ровные ряды. При этом, восхваляя, как удачно выразился публицист Александр Проханов, тот «топор, которым им завтра отрубят яйца».
Но в последние дни то тут, то там по стране зазвенели нехорошие для президента звоночки. Прошел шумок в ГД РФ. Подал недовольный командирский голос генерал Шаманов. Неожиданно выяснилось, что в стране существуют местные Законодательные собрания, состоящие из реальных людей, со своими представлениями о государстве, политике и демократии. Ну и главное – с четкими представлениями о своих интересах и об интересах тех людей, что... близки им по духу. Законодателей удивляет многое: от самого факта представления губернаторов до возможного роспуска местного парламента, если парламент никого не может утвердить.
Не поддержала президентских инициатив о назначении губернаторов Астраханская Дума. По сообщениям электронных СМИ, «ростовские депутаты потребовали ясности в том, кто станет вносить предложения президенту по кандидатурам губернаторов и на каких основаниях губернатор будет считаться «утратившим доверие».
Так же сообщается, что «в Мосгордуме подготовили два альтернативных проекта отзыва на президентскую инициативу. Тезис о «противоречии Конституции» на голосовании не прошел, но в Госдуму отправился ряд замечаний. В частности, столичные депутаты предлагали запретить президенту повторно предлагать уже отклоненную думой кандидатуру губернатора и выступили против перспективы роспуска».
«Красноярская дума, – сообщают нам, – предложила иной вариант – что-то вроде «так не достанься же ты никому»: если президент все-таки распустит непокорный парламент, то пусть уж и кандидата, из-за которого весь сыр-бор, больше не предлагает».
В Самаре предложили ввести такой порядок, при котором именно региональный парламент, и только он формирует «пул» претендентов (а президент выбирает лишь из предложенного «комплексного меню»).
Амурский парламент попросил, чтобы президенту не дозволялось вмешиваться в процедуру роспуска Законодательных собраний – этим правом было предложено наделить Государственную думу, которая должна принять соответствующий конкретный федеральный закон.
Шумные обсуждения прошли также в Калининграде и Санкт-Петербурге. Однако самый сильный удар по законопроекту Путина нанес Татарстан. Депутаты Госсовета Республики Татарстан вступили на сессии в яростные дебаты, назвав проект назначения «государственным переворотом» и обвинив Кремль в «авторитаризме» и «запугивании региональных парламентов» перспективой роспуска.
Знаменательно, что именно «государственным переворотом» назвал инициативы Путина один из главных российских оппозиционеров – Эдуард Лимонов, в своей одноименной программной статье.
Можно прогнозировать, что возникшие в Законодательных собраниях страны очаги неприятия президентских инициатив – это всего лишь начало отторжения регионов от центра.
Причем, вполне ожидаемое противостояние Путина с действующими главами регионов будет еще более опасным. Для серьезного государственного кризиса будет достаточно одного регионального лидера. Такого, например, как Минтимер Шаймиев.
Стоит заметить, что Шаймиев, сделав положенные реверансы в пользу вертикали власти, в числе прочего прямо сказал: «Мы не должны соглашаться с возможностью роспуска Госсовета Татарстана».
В том же смысле высказался и глава Башкирии Муртаза Рахимов: «Я уверен, что нам удастся избежать крайностей и выработать закон, не умаляющий ни прав федерального центра и президента РФ, ни прав субъектов Федерации и их законодательных органов».
Позиция и Шаймиева, и Рахимова прозрачна. Она сводится к простой мысли: никто не вправе распустить мой парламент, который поддержит только меня и никакого другого кандидата в губернаторы.
Путину об этом было сообщено с восточной тактичностью. Для начала ему мягко порекомендовали не оступиться в «крайности». Но дело в том, что крайности, о которых сказал тот же Рахимов, уже начались, и избежать их вряд ли удастся. Если Владимир Путин желает, чтобы его вертикаль хоть какое-то время работала – он вынужден будет идти до конца.
А если он не пойдет до конца, и пункт о возможном роспуске парламента, не умеющего определиться с «нужным» кандидатом в губернаторы, будет исключен из законопроекта – это немедленно станет миной, подложенной под авторитет (читай – рейтинг) Путина.
Поясним свою мысль. Любой парламент плотно вписан и сращен с политической и деловой структурой региона. Парламент выражает интересы определенных политических и финансовых кругов. И сломить волю парламента, в настоящей ситуации фактически являющегося сторожем благоденствия местных элит, одним лишь волевым решением из Москвы будет крайне сложно. Тем более, если законодатели не боятся, что их распустят по домам.
В итоге, если Путин, насаживая своих ставленников в регионы, несколько раз получит отказы от местных парламентов – его легитимность будет поставлена под большой вопрос. Достаточно одного прецедента – т.е. взбунтовавшегося парламента – и никто больше не услышит дудки Москвы, и не станцует под нее ни джигу, ни гопак.
Мы даже не хотим говорить о том, что Путину может всерьез придти в голову мысль снять Шаймиева или Рахимова. Если он на это решиться, вторая Чечня, и на этот раз уже смертельная, нам обеспечена. Как выразился один мой знакомый, «в русской глубинке нет отрядов басмачей, которые смогут постоять за власть своего правителя. А в Татарстане есть. И называются они МВД Республики».
Помимо Шаймиева и Рахимова, есть целый ряд губернаторов, которые не имеют шансов быть представленными Москвой в качестве губернаторов. Верим ли мы, что они сдадут позиции без боя? Предлагаем всем желающим впасть в конспирологический азарт, поразмышлять на тему «Губернаторский заговор против Кремля», где в качестве главных действующих лиц фигурируют, скажем, Лужков, Аяцков, Титов. Мы могли бы пришить белыми нитками к этому списку и Геннадия Ходырева, если бы уже не выяснили для себя, что он устал. Хотя...
Нижегородская область, и, в частности, наш парламент, на фоне происходящего в стране, смотрится на удивление мирно. Объяснение этому самое очевидное – у нас, в отличие от Татарстана, губернатор не имеет ровно никакого влияния на парламент. И пока парламент заинтересован в том законопроекте, что предложен Путиным.
Однако умиротворенность даже нашего региона, может в одно мгновенье стать обманчивой. И наш парламент (читай – политические и финансовые круги, стоящие за ним), и парламенты иных регионов будут крайне возмущены уже тем фактом, что Татарстану и Башкирии не навязывают в качестве губернаторов людей из Москвы, а нам навязывают.
Возьмем для примера недавно созданный в Нижегородской области Совет по конкурентоспособности. Перед Советом де-факто поставлена определенная цель: стать прообразом будущего правительства области. В ближайшее время Совет превратится в главный центр притяжения финансовых потоков области, со временем должных трансформироваться во вполне осязаемую политическую власть, находящуюся в руках новой политической элиты.
Как почувствуют себя люди, которые вложили максимальное количество сил и средств в формирование того политического ландшафта области, который им необходим, когда на этот ландшафт сбросят из Москвы глубинную бомбу в виде ставленника на пост губернатора? Как минимум, они почувствуют себя неуютно.
И, судя по первой реакции российских парламентариев на законопроект Путина, если дело дойдет до реальных перестановок в губернаторском корпусе, страну могут ждать сложные политических эксцессы.
Евгений ЛАВЛИНСКИЙ, «Агентство Политических Новостей - Нижний Новгород».